Когда появилась живопись маслом и кто изобретатель техники: история и развитие

Историю живописи маслом связывают с Яном ван Эйком: полагают, что он придумал метод в XV веке. Он действительно работал в этом направлении и популяризовал его: после многие мастера стали отказываться от темперы или совмещать ее с новыми приемами. Но можно ли считать нидерландского живописца изобретателем техники масляных картин?

Сотрудники художественного фонда «Шедевр» знают все о истории масляной живописи: мы расскажем о появлении и развитии техники, ее формировании от античных времен до наших дней.

История появления масляной живописи

По легенде, Ян ван Эйк придумал технику между 1410 и 1420 годами. Он написал очередную картину темперой и оставил ее высыхать на улице.

Для справки темперная техника (от латинского temperare –«смешивать») основана на смешении красочного пигмента и связующего вещества, которое представляет собой искусственную или натуральную эмульсию. Раньше для темперных красок использовали натуральные эмульсии, такие как соки растений и деревьев, желток, молоко.

Итак от солнечных лучей картина Яна ван Эйка потрескалась. Живописец начал искать краски, которые были бы более пластичными. В результате долгих экспериментов художник нашел идеальный рецепт: смесь льняного масла, скипидара, пигментов.

Звание «изобретателя техники масляной живописи» Яну ван Эйку присвоил итальянский художник и писатель Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях». Позже его мнение подхватил автор «Книги о художниках» Карел ван Мандер, а в XIX веке — член Французской академии Проспер Мериме.

Точно установить, когда появилась живопись маслом, невозможно: к ней прибегали с древних времен. Еще первобытные люди для наскальных росписей смешивали пигменты с жирами и маслами. А античные художники использовали энкаустические краски на основе воска и масла льна. Ими же расписывали щиты, флаги, корабли.

В ряде древних трактатов упомянуты способы изготовления и применения масляных красок:

• Трудах Плиния (23–79 годы)

• Сочинении греческого врача Аэтиуса (V–VI века)

• Сборнике рецептов VIII столетия — Луккском манускрипте

• «Записке о различных ремеслах» Теофила (XII век)

• Трактате Ираклия «О красках и искусствах римлян» (XII столетие)

Подтверждают свидетельства из письменных источников практические исследования. В XVIII столетии Мешель доказал с помощью химического анализа, что трое немецких художников XIII–XIV веков писали маслом. А в XIX веке — масляные основы обнаружили в красках, найденных во французском муниципалитете Сен-Медар-де-Преск. Также техника присуща норвежской религиозной живописи 1250–1350 годов.

Поэтому ван Эйк не изобретал метод. Но почему его имя тесно связано с историей развития техники масляной живописи?

До Эйка живопись маслом использовали в большинстве случае для росписи стен, покрасок статуй, прочих декоративных работ. Для картин же применяли быстросохнущие водяные краски. Но мастерство владения техникой Яна ван Эйка по-новому открыло ее возможности. Художники все чаще стали обращаться к методу и совершенствовать смеси: добавляли эфирные масла, сушки, чтобы уменьшить густоту и ускорить высыхание.

Расцвет живописи маслом в Европе

Начиная с XV века история масляной живописи стремительно развивается. Новые краски дают большую свободу: художники больше не зависят от ограничений, накладываемых водяными пигментами. Материалы дольше сохраняются, глубже передают цвета, позволяют снимать не высохшие слои, рисовать полотна больших размеров. Их используют в различных направлениях: портретах, пейзажах, сюжетах.

Вслед за художниками Северной Европы, живопись маслом начинают использовать в других странах. Уже в первом десятилетии XVI века техника стала основной среди живописцев Италии.

Но переход к новому способу не был мгновенным. Долгое время живописцы совмещали темперную технику с лессировкой. Первой выполняли подмалевок, второй — последующие этапы. В таком стиле работали, среди прочих, Джованни Беллини, Перуджино, Рафаэль.

Возможности масляных красок определили новую, более раскрепощенную манеру написания, свободное отношение к композиции и средствам выражения. Тенденция заметна на полотнах Тициана и Тинторетто. Плюс они стали толчком для развития новых техник и приемов живописи.

В XV–XVI веках краски художники создавали сами. Так, Дюрер использовал ореховое масло, Тициан — маковое с лавандовым эфиром, Рубенс тоже применял смесь макового и лавандового масел с добавлением мякоти кокоса.

К XVII столетию масляная живопись стала более лаконичной. Писали по тонированной основе (имприматуре), для светлых участков использовали кроющие краски, а для теней — на основе масел. Такой подход лучше передавал игру света и тени.

В XVIII веке многие секреты и приемы утрачиваются, забываются. Хотя написание картин маслом остается основной художественной техникой.

Современная история масляной живописи: новые технологии и направления

В XIX столетии масляная живопись становится ведущей: почти все произведения создаются в этой технике. В то же время обнаруживают недостатки метода: потемнение, пожелтение картин, растрескивание, потускнение цветов. Такие проблемы появляются, в первую очередь, при неправильном хранении и размещении полотен.

Мастера начинают изыскивать новые, более долговечные связующие материалы: растворимое стекло, эмульсионную темперу. Но краски на основе масел до сих пор популярны: их усовершенствование позволило дольше сохранять цвета и целостность полотен.

В том же XIX веке начинается промышленное изготовление масляных материалов. Появляются новые пигменты, которые лучше передают оттенки цветов. А следом происходит технический прорыв: изобретают тюбик для красок.

Такая кажущаяся мелочь привела к перевороту в изобразительном искусстве. Художники теперь могли работать не только в студии, но и на природе. Это позволило мастерам передавать изменчивость мира: в результате возникла пленэрная пейзажная живопись.

Постепенно все большее значение в картинах отводится творческому видению авторов. Эта тенденция, вкупе с развитием пленэрного пейзажа и новых идей о цветопередаче, приводит к новому направлению — импрессионизму.

Известные художники, работавшие в этом стиле — Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар. Последний считал, что без изобретения тюбика для красок не было бы импрессионизма.

  В XX и XXI веке краски на основе масла остаются самыми распространенными, удобными, долговечными. Ими работают профессиональные художники и учащиеся. Сегодня масляную живопись применяют во всех жанрах и техниках написания картин. 



Похожие статьи

Декор с начала времен

Декор с начала времен

Откуда пошло желание украшать своё жилище и как картины маслом на холсте влияют на интерьер.

Картины маслом на холсте: как и сколько работают профессиональные художники

Картины маслом на холсте: как и сколько работают профессиональные художники

Узнать о том, как пишется картина маслом и сколько времени на это уходит можно после подробного ознакомления с техникой работы мастера и сложностью поставленной перед ним задачи. Сотрудники художественного фонда «Шедевр» разбираются во всех тонкостях создания масляной живописи и готовы поделиться своими знаниями.

Самые известные в мире картины маслом эпохи романтизма

Самые известные в мире картины маслом эпохи романтизма

Направление искусства романтизм зародилось в Европе во второй половине XVIII века. Это был некий протест художников против политических и социальных норм эпохи Просвещения. Это своеобразная реакция на научное усовершенствование природных явлений. В то время главным источником эстетического познания считались сильные эмоции – страх, трепет, блаженство.

Живопись и психотип: как характер влияет на выбор картины

Живопись и психотип: как характер влияет на выбор картины

Знаете ли вы, что картины могут поведать о внутреннем мире человека? Они — отражение нашей личности, характера и вкуса. Как разгадать психотип по живописи и на какие детали обратить внимание — расскажут специалисты фонда «Шедевр».

Наши преимущества

Натуральные льняные холсты

Мы пишем свои картины на натуральных холстах из льна эксклюзивного производства

Пластичный грунт

Для покрытия холста используется новейший пластичный грунт, позволяющий снимать картину с подрамника и скручивать в рулон без риска повреждения

Качественные материалы

Для написания картин мы пользуемся масляными красками и кистями лучших итальянских и отечественных производителей

Только ручная работа

Каждая наша картина выполнена традиционным способом - вручную художником. Мы не используем подложек и других современных технологий

Покрытие лаком

Все картины мы покрываем качественным декоративным безвредным лаком, защищающим их от внешнего воздействия

Подвесы

Для размещения картины на стене предусмотрены прочные крепления и надежные тросы

Оформление картины в багет

Для оформления картин мы предлагаем большой выбор багетных рам из дерева и пластика зарубежного и отечественного производства по доступным ценам

Надежная упаковка

При доставке картины в холстах упаковываются в прочные тубусы, а картины в багете - в упаковку, обеспечивающую максимальную сохранность при перевозке